Выберите, пожалуйста, |
>> Волны Описание программы volna-obПрограмма volna_ob. Предлагаемая программа, обеспечивая те же демонстрации, что и школьный прибор "Волновая машина", имеет ряд преимуществ: 1.Простота обращения ; 2.Возможность количественного задания параметров волны и га- рантия их четкого выдерживания; 3.Наличие поясняющих текстов, сопровождающих ряд демонстрации, что позволяет учащемуся самостоятельно изучать материал; 4.Цветные метки облегчают усвоения понятий длины волны, ее амплитуды, (фазовой)скорости, периода волны, а также того факта, что колеблющиеся в волне частицы не перемещаются вдоль луча вол- ны; 5.Поэтапно прослеживается процесс в о з н и к н о в е н и я волн в упругих средах и условия их существования. 6.Нагляднее показываются продольные волны. Методика работы такова.После запуска программы на дисплее по- является предложение выбрать вид волн, которые предстоит изу- чать:для рассмотрения поперечных волн следует нажать клавишу "1",продольных - клавишу "2".Если выбран первый вариант, то прог- рамма спросит, надо ли показывать процесс возникновения волны (в этом случае компьютер предлагается нажать клавишу "3"), или поль- зователь будет вводить параметры уже сформированной бегущей волны (применяем клавишу "4"). Демонстрация возникновения поперечной волны происходит сначала по шагам и сопровождается подробными объяснениями и инструкциями о том, как работать с программой. Затем можно наблюдать непрерыв- но бегущую волну. При желании дать пояснения, учитель останавли- вает картинку и вновь запускает движение пробелом. Если нажать клавиши "с",то одна из частиц выделяется красным цветом. Это поз- воляет наглядно показать, что частицы волны не движутся поступа- тельно, а лишь колеблются около своих положений равновесия. Крас- ные метки помогут дать понятие длины волны (если введено рекомен- дованное значение длины волны, равное 8 условным единицам), расс- мотреть запаздывание колебаний по фазе у точек, более удаленных от источника волн. Нажав клавишу v, мы можем выделить точку волны, которая имеет некоторую определенную фазу.Проследив за перемещением выделенной фазы, вводим понятие скорости волны (фазовой). Для вывода формулы, связывающей период и длину волны с ее ско- ростью, надо нажать "v" при демонстрации поперечной волны, кото- рая распространяется с небольшой скоростью. Затем учитель оста- навливает картину движения волны, нажав пробел, в тот момент, когда отмеченная красным захватом точка волны окажется в верхнем положении и окрасится в фиолетовый цвет. Напомнив учащимся, что скорость равномерного движения рассчитывается по формуле: s v = -------, t педагог предлагает проследить, на какое расстояние s сместится волна (ее фаза, отмеченная фиолетовым цветом) за время t = T, где Т - период волны, равный времени одного полного колебания любой ее точки. Для этого половине учащихся(например, тем, кто сидит слева ) дается задание: после возобновления движения волны прос- ледить за колебанием отмеченной захватом точки, и как только она завершит одно полное колебание, дать сигнал к остановке картинки. Другая половина учащихся (соседи, сидящие справа) должны, наблю- дая за перемещением фиолетовой метки, фиксируют, на какое рассто- яние s переместилась волна за это время, и по окончании экспери- мента сообщают классу, что это расстояние равно длине волны |