Выберите, пожалуйста, |
>> Волны Описание программы dopplerПрограмма doppler. Предлагаемая программа применяется при изучении физики на уровне более высоком, чем предполагает стандарт образования. С ее помощью учитель может наглядно объяснить суть эффекта Допплера. После запуска предлагается ввести коэффициент замедления, позволяю- щий учителю использовать тот темп работы программы, который для него оптимален. Чем больше вводимое число, тем медленнее выполняются движе- ния на экране. Затем появляется приглашение выбрать один из следующих вариантов работы: 1) Случай,когда наблюдатель движется навстречу волнам. 2) Случай,когда наблюдатель движется в ту же сторону, куда направ- лен луч волны. 3) Случай, когда скорость наблюдателя равна скорости волны. Выбрав нужный вариант и последовательно нажимая на любую клавишу, учитель может демонстрировать сменяющие друг друга картинки. Сначала появляется схематический рисунок волны на поверхности водоема для не- которого момента времени, а затем контур кораблика с красным флажком и транспарант под ним,фиксирующий,сколько колебаний совершено. Затем волна "оживает" и 35 секунд качает кораблик на одном месте. Потом дви- жение останавливается, чтобы учитель имел возможность обратить внима- ние учеников на данные о времени и количестве колебаний. Следующий нажим на любую клавишу вводит в игру второй, подвижный кораблик с зеленым флажком и парусом и соответствующий ему транспа- рант. При этом ученики наглядно убеждаются, что количество колебаний, испытываемых подвижным и покоящимся корабликами различно: кораблик, движущийся навстречу волнам, встречает их чаще (или, наоборот, кораб- лик, догоняющий волны,- реже),чем неподвижный. В том случае, когда скорость кораблика равна скорости волны,кораб- лик, "оседлав" волну, вообще не качается (частота колебаний равна ну- лю). Когда цикл движения закончится, произойдет остановка. Учитель под- черкивает, что разница числа колебаний, испытанных подвижным и непод- вижным наблюдателями равна количеству волн, которые дополнительно встретил кораблик, плывший навстречу волнам (или от которых "убежал" тот, который двигался в ту же сторону, что и волны). На основе анализа увиденного можно перейти к выводу формулы Допплера. Следующий нажим на любую клавишу дает снова возможность выборы ре- жима работы или выхода в DOS, нажимая клавишу Esc. |