Выберите, пожалуйста, |
>> Механика Описание программы brosokПрограмма brosok. Предназначена для изучения движения тела, брошенного под углом к горизонту (без учета сопротивления воздуха). Она позволяет на различ- ных уровнях обучения продемонстрировать ученикам или дать им возмож- ность самостоятельно исследовать основные законы такого движения: 1) Траекторией является парабола. 2) Наибольшая дальность достигается при угле бросания 45 гра- дусов к горизонту. 3) В заданную точку можно попасть по двум траекториям - навесной и настильной(то есть когда направление вектора начальной скорости сос- тавляет с горизонтом угол,отличающийся от направления в 45 градусов на одну и ту же величину). 4) Скорость брошенного тела можно разложить на две составляющие вертикальную и горизонтальную. 5) Горизонтальная составляющая во все время движения сохраняется постоянной и , следовательно, движение по горизонтали является равно- мерным. Модуль этой составляющей равен проекции начальной скорости на ось абсцисс (горизонтальную ось). 6) Вертикальная составляющая сначала, по мере подъема, уменьшается под действием направленной вниз силы тяжести, в точке максимального подъема обращается в нуль, а затем, при падении обратно, растет, дос- тигая по модулю того же значения, какое было при начале движения. 7) В верхней точке траектории полная скорость тела горизонтальна и равна горизонтальной составляющей. 8) При вертикальном бросании тело вернется в точку бросания с той же по величине скоростью. 9) При достаточно большой скорости (равной или большей второй кос- мической) тело не вернется на Землю. Методика работы с программой может быть различна. Возможен вариант, когда картинки на мониторе иллюстрируют рассказ учителя. В этом случае преподаватель, запустив программу, вводит по ее требованию желательные для него модуль начальной скорости и величину угла бросания. На экране появляется цветное изображение вектора скорости и его составляющих. Нажав на любую клавишу, приводим тело в движение и наблюдаем изменение составляющих скорости, траекторию. Когда тело упадет, программа пред- лагает ввести новые данные для движения следующего тела. Соответствую- щая картинка рисуется уже другим цветом, что позволяет сравнивать дви- жения и делать выводы (если при запуске программы пользователь дал указание работать со статистикой, то на экране будут изображаться со- ответствующим цветом параметры каждого опыта). Продолжая таким образом работу с программой, задавая различные по величине и направлению ско- рости, показываем закономерности, связанные с движением брошенного те- ла. В нужные моменты учитель может остановить движение клавишей пробе- ла, дать необходимые пояснения и продолжить его той же клавишей. Выхо- дят из программы в DOS клавишей "q". В другом варианте (в компьютерном классе), рассказав ученикам, как работать с программой, учитель поставит перед ними исследовательские задачи: например, изучить, как влияет на дальность угол бросания и ве- личина начальной скорости, при каких условиях достигается максимальная дальность, от чего и как зависит время и максимальная высота полета, как меняются горизонтальная и вертикальная составляющие скорости тела при полете и так далее. После решения одной или нескольких этих или подобных проблем ученики могут написать отчет о проделанной работе и полученных результатах. |