Выберите, пожалуйста, |
>> Механика Описание программы bros-trpИнструкция к программе bros-trp и методика работы с ней. Программа предназначена для иллюстрации учителем рассказа о бал- листическом движении. Применять программу желательно совместно с прог- раммой brosok (того же автора), которая служит для изучения движения тела под действием только силы тяжести вблизи земной поверхности. Предлагаемая программа создана на основе идей, примененных в программе Гришина (см. журнал "Физика в школе" номер 5 за 2000 г). Программа рисует траектории движения тела, брошенного под углом к горизонту с учетом сопротивления воздуха и изображает проекции скорос- ти летящего тела. Запустив программу, видим предложение ввести коэффи- циент (около 10000), определяющий темп работы, удобный для объяснения материала учителем. Чем больше число, тем медленнее работает програм- ма. После этого потребуется ввести начальную скорость V0 ( от 100 до 2000 м/c - без наименования) и угол А вектора скорости с горизонтом. В результате этого на экране появляется картинка, на которой изображе- на поверхность почвы с метками расстояний, вектор скорости V0 и его характеристики. Нажав пробел, видим проекции скорости V0x и V0y на оси ОХ и OY. Следующее нажатие пробела покажет траекторию движения матери- альной точки, брошенной со скоростью V0 под углом А к горизонту. Здесь же мы наблюдаем и изменение проекций скорости. Если во время движения нажать пробел, то процесс остановится (для его детального рассмотре- ния); следующее нажатие пробела продолжит движение. Для продолжения работы (рассмотрения траектории при других скоростях) нажимают пробел, для выхода из программы - клавишу "Esc". В первом случае повторяем действия, описанные выше (теперь вся информация о новом движении отоб- ражается другим цветом - для облегчения сравнительного анализа движе- ний). Получив несколько картинок для различных по модулю и направлению скоростей, предлагаем учащимся ответить на вопросы, помогающие разоб- раться с кинематикой и динамикой изучаемого движения, например: В чем отличия баллистического движения при наличии воздуха от идеального (при отсутствии сопротивления, то есть при движении только под действием силы тяжести)? Симметрична ли траектория при движении в атмосфере относительно ее верхней точки. В чем отличие половин? Почему? При каких скоростях асимметрия особенно заметна, а при каких она не существенна? Почему? В чем отличие движений при разных скоростях? Почему? При каких условиях траектории с учетом трения и без него практи- чески совпадают? Почему при больших скоростях и небольших углах траектория сначала изгибается вверх? Если дети затрудняются ответить на некоторые вопросы, следует рекомендовать им спланировать и провести соответствующие компьютерные эксперименты, используя данную программу. |