Закрыть окно         Другие истории

Скопировано с разрешения автора, оригинал здесь: http://oarkh.livejournal.com/111649.html

Спрайт и спрайты

Нет, мой сегоднишний рассказ не имеет ничего общего с зелёной бутылкой. История эта началась году в 85-м на одной из Летних Школ в Новосибирске.

Мы были фанаты программирования. Кто-то, как я, участвовал в Школах на протяжении нескольких лет в качестве ученика, и только недавно вошёл в оргкомитет. Те, кто постарше стояли у самых истоков. Через несколько лет на Школе появилось понятие Мастера, но тогда ещё никакого специального термина не существовало. Наша тёплая компания просто собиралась по вечерам в комнате Андрея Александровича Берса, который считался хранителем традиций Школ. За чашкой чая и под гитарный перебор там обсуждались итоги дня, корректировался план занятий, придумывались темы семинаров. Я не помню точно, как получилось, что Берс перенёс на нас термин из графической библиотеки Ямахи, но что-то общее между нами и этими полупрозрачными динамическими объектами определённо было.

А потом началось кооперативное движение и Андрей Филиппов открыл в Москве НТК Спрайт, в работе которого посчастливилось участвовать многим из той новосибирской компании. Для меня это стало продолжением учёбы на Школах, там работали совершенно замечательные люди, у которых было, чему поучиться: кроме Андрея не могу не упомянуть СанЮрича Кривцова и погибшего недавно Виталика Цикозу...

Основным инструментом и подопытным кроликом для нас была отечественная ПЭВМ "Агат". Тогда ещё термин ПЭВМ вовсе не ассоциировался с IBM PC, да и не было их ещё толком. А вот Агаты стояли в самых неожиданных местах, ими вовсю оснащали первые компьютерные классы в школах. Вот для Агатов-то мы и делали разнообразные платы расширения, для них была написана куча программ.

При всех своих недостатках, Агат поражал воображение наличием графики. Два видеорежима - чёрно-белый 256х256 и цветной (7-цветный!)128х128 сейчас кажутся убожеством, а тогда были чудом техники. Андрей уже тогда занимался обработкой изображений и именно он сделал платы ввода фотографий с телекамеры (что было совершенно невероятно!) и переделал видеоконтроллер так, что на экране появились полутона. Впрочем, там было ещё много интересного, но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз.

Возле нашего стенда на выставках всегда была толпа народу - Андрей фотографировал всех желающих (ч/б,16 градаций яркости!) и фотография тут же появлялась на экране монитора. До цифровой фотографии было ещё лет 15... Это было сровни чуду! Мало того, фотографию можно было распечатать на матричном принтере (чуть позже появились первые струйные поделки и мы извели на них не один рулон туалетной бумаги). А ещё на экране Агата можно было любоваться совершенно психоделической картинкой:

Народ смотрел не отрываясь, пока не начинало мутить.

Собственно, именно эта картинка и стала логотипом нашего кооператива.

Кооператива давно нет, нас разбросало в разные фирмы, города и страны. Но мне часто вспоминаютсе эти годы и эти люди. Я ещё не раз постараюсь рассказать о том времени. И каждый раз буду говорить - спасибо!

Олег Архангельский

Закрыть окно         Другие истории