Общие сведения Картотека Игротека Люди Форум
Библиотека Галерея Софт для PC Помощь сайту

      ПЭВМ Агат » Мастерская » Пульты и джойстики

Розыск железа

Агат ↔ PC

Линк N 1

Линк N 2 (мост)

Дисковод

Подключение 840 кб/3.5''

Подключение 840 кб/5.25''

Эмулятор 140+840

Другие железки

Подключение PS/2 клавиатуры

Пульты и джои

Подключение принтеров

Ремонт

Распиновка разъёмов/жгутов

Прошивки

Частоты

Отладочная прошивка и ремкомментарии

История одного ремонта

--

P-CAD (старое)

*CAD (новое)

Обменный фонд

Пульты и джойстики

Страница в разработке

Как известно, классический джойстик в 80-е выглядел как "палка" для направлений и две кнопки "действие".

Конструкция кнопок "действие" реализовалась по принципу ВКЛ/ВЫКЛ.
Если порт джойстика умел обслуживать только одну кнопку, то обе включались параллельно. Если порт джойстика умел обслуживать две кнопки, то у каждой было свое собственное назначение, и разумеется софт их различал.

Конструкция рычага направления могла быть дискретной и аналоговой.

Дискретный. По сути 4 кнопки для направлений, т.е. куда наклонил, та и сработала. ВКЛ/ВЫКЛ. Самый простой и распространенный тип. Прим. Kempston для ZX.

Аналоговый. На горизонтальной и вертикальной осях установлено по переменному резистору, каждый отклоняется на какой-то угол при наклоне ручки. Т.е. софт может определять как сам факт наклона, так и уровень наклона. Прим. GamePort для IBM PC.

Игровой порт у АГАТа аналоговый типа, с двумя независимыми кнопками "действие". Достался в наследство, и по функционалу полностью повторяет аналогичный на Apple 2.

Штатные пульты

В комплекте с АГАТом поставлялись игровые пульты, похожие устройства поставлялись и с Apple 2.

В различных документациях всегда указывался децимальный номер пультов - Фг3.057.017. Однако, электрические схемы пультов разных лет производства несколько отличались.

Схема манипуляторов. Пока известно две версии (возможно, были еще):

Версия 1 (возможно это родная для Агат-7):
R1=1кОм
R2=150кОм (СП3-30а ИР8910 150кмв 0,125вт 9)
R3=4.7кОм(иногда 5.1кОм, схема цифровая и точность аналоговых компонент большого значения не имеет).

Версия 2 (возможно это родная для Агат-9):
Отсутсвует соединене с корпусом как и сам R3 но резистор R1=510 Ом. Возможно что такой пульт не будет работать с семёркой. У девятки этот резистор перенесен внутрь, его дублирование в пульте существенного значения не имеет. А у семёрки его вроде как нет вообще. И если его нет и в пульте, получится, что кнопка всё время нажата.

 

Непонятности

У АГАТ-9 взаимное размещение регуляторов и кнопок аналогично Apple II. Среди Агатовских текстов встречается утверждение что на генплате АГАТ-7 подключение Кн2 и Кн1 было поменяно местами. Таким образом (ведь сами пульты одинаковые) получается что "кнопка 1" оказывается в втором пульте, а "кнопка 2" в первом. Кроме того, утверждается, что сами кнопки у АГАТ-7 при нажатии меняют логическую 1 на 0, в то время как у АГАТ-9 наоборот. Получается, что в игрушки адаптированные с Apple на семерке играть не удобно....
Нам показалось это странным, так как при сравнении схем обоих машин выяснилось - контакты разъема совпадают, и сигналы приходят на одни и те же входы мультиплексора. С помощью программы INFO, были проверены несколько машин.
Поведение, как на семерке так и на девятке полностью одинаковое! При нажатии кнопок, 0 меняется на 1 и наоборот. При вращении ручек по часовой меняется с 0 до 255, против с 255 до 0. При отключенных пультах, на семерке отображает 1 255 и 1 255. На девятке 0 255 и 0 255.

Если у вас есть возможность проверить это на своей машине - пожалуйста напишите нам

Варианты подключения джойстика

Во многие игры предпочтительней было играть джойстиком а не пультами, но наша промышленность, в основном, производила джои с расчетом на дискретный тип. Поэтому многие пользователи, подключали на АГАТовский порт дискретный джой. Вокруг кнопок лепится какая-то схема, которая так или иначе изображает из кнопок переменный резистор, зафиксированный в каких-то положениях. Понятно что для софта где важна точная координата ручки, такой вариант не подойдет, но для обычных достаточно.

Ниже приведена схема, найденная на Агатовском диске. Не исключено, что вполне рабочая. Если у вас есть возможность проверить её на Агат-7 или Агат-9 - пишите нам.

 

ЮСН джойстик

Цитата из рекламы:
Как известно, игровые пульты - это не что иное, как джойстик класса APPLE, только разделенный пополам. Однако играть с помощью только одних пультов не всегда удобно.
Джойстики, прелагаемые предприятием 'ЮСН', работают только совместно с игровыми пультами, что дает возможность играть как тем, так и другим без каких-либо переключений.
Кроме того, джойстики других фирм, адаптированные для ПЭВМ 'АГАТ', на некоторых ПЭВМ не сохраняют нейтральное положение. Наше техническое решение позволяет подобрать устойсивое нейтральное положение для любой ПЭВМ 'АГАТ-9' вращением ручек пультов, что доступно каждому.

Пока не ясно, будет ли работать такой джой с Агат-7.

 

Подключение Apple джойстика к Агату

Неплохим решением является подключение джойстика от Apple 2, вообще почти без переделок, или IBM PC совместимого джойстика.

НазначениеАгатAppleНазначение
Пт115Game Control 0 or PDL0 (Joystick-1 X-axis)
+5в22+5V Power
Пт238Game Control 1 or PDL1 (Joystick-1 Y-axis)
Кн147Pushbutton 0 (usually the "Fire" button)
Кн251Pushbutton 1
КорпусОбойма3Ground

Фото джойстика Apple2

схема пультов Apple2

 

Подключение PC джойстика к Агату

PC to Apple


Автор раздела: Garnizon

Зеркало сайта